Дискаунтеры - жёсткая оптимизация
На фоне значительного увеличения количества магазинов формата дискаунтер эксперты прогнозируют дальнейший их рост - до 5 раз в ближайшие годы.
За счёт чего же удаётся экономить дискаунтерам?
В Европе магазины формы дискаунтеров уже давно завоевали значительную часть рынка, до 15%. Основной принцип таких магазинов предложение покупателю продуктов питания по минимальным ценам.
В России этот вид торговли относительно нов, но год от года наблюдается его бурный рост. Только за 4 года с 2017 по 2020 количество таких магазинов увеличилось на четверть.
Пандемия сыграла положительную роль в дальнейшем развитии сети дискаунтеров. Падение доходов и, как следствие, урезание расходов заставляют всё больше людей обращать внимание именно на магазины с минимальной наценкой на товары. Многие ведущие российские сети развивают именно этот сегмент торговли, так как в нём есть перспектива. Если на конец 2020 года доля дискаунтеров на рынке составляла всего 3.5%, то в ближайшие 5 лет она должна достигнуть европейского уровня.
Новое в ритейле
Из-за непростой экономической ситуации в стране, при падении реальных доходов населения магазины-дискаунтеры нашли благодатную почву ни только для своего существования, но и невероятного роста. Люди просто не в состоянии, как в былые годы, тратить деньги на продукты питания известных марок, а всё больше переходят на бюджетные варианты, предпочитают покупать собственные марки ритейлеров, которые, как правило, стоят значительно дешевле.
Условия ограничения, а также боязнь заражения вирусом заставило людей изменить свои привычки и посещать магазины значительно реже, но при этом запасаясь продуктами питания на более длительный срок, чем раньше. По статистике покупателей в магазинах стало меньше - до 10%, но тратить они стали больше - до 18%. Такое изменение поведенческого фактора потребителя тоже пришлась к стати для развития дискаунтеров.
Экономия - за счёт чего?
За счёт чего же экономят дискаунтеры? Такой формат торговли предполагает поиск баланса приемлемого качества товаров по минимально возможным ценам. Чтобы этого добиться дискаунтер вынужден оптимизировать всю цепочку - от производства, до попадания товара на полку магазина. Удачный выход в контроле над таким процессом найден в производстве товара под собственной торговой маркой (СТМ). Это позволяет максимально контролировать себестоимость товара, исключая ненужные расходы в виде посредников. Сейчас доля СТМ незначительна, но в планах ритейлеров в ближайшем будущем довести её до 60%
Ассортимент дискаунтера намного меньше, чем в магазинах иной формы торговли. В основном они предлагают товары долгого хранения и практически не продают быстропортящиеся продукты. На прилавках нет изобилия торговых марок, зато те что есть представлены в большом объёме. Такой подход связан с сегодняшними запросами потребителя закупаться впрок.
Существенная экономия дискаунтера достигается грамотной логистикой, ведь она до 40% входит в цену товара. Предпочтение отдаётся продуктам питания, произведённым недалеко от места сбыта, так уменьшаются расходы на их транспортировку, а это влияет на уменьшение конечной цены на товар на полке.
Многооборотная тара и её значение
Дискаунтер требует максимальной эффективности и функциональности во всём. Только так можно удерживать низкие цены на товар. Значительную экономию в ценообразовании дискаунтера - до 25% - вносит многооборотная тара - паллеты.
Использование паллет в торговом зале позволяет отказаться от привычных полок. При этом не тратится время на распаковку и выкладку товара, что тоже снижает затраты.
Всё более активно используются препаки, представляющие из себя брендированные полупаллеты и четверть паллеты. Такой вид размещения товаров в зале до 65% ускоряет сам такой процесс, а кроме того это своеобразная реклама СТМ. Паллеты также используются в качестве декора магазина.
Аренда паллет или, так называемый пулинг, позволяет в 2-3 раза продлить срок службы такой тары. Пулер - собственник паллет - следит за своевременным поступлением тары производителю, освободившиеся паллеты забирает в магазинах, в специальных сервисных центрах их обслуживает и снова возвращает в оборот. Такая схема позволяет использовать паллеты до 10 циклов, что отвечает современным нормам экологичности по защите окружающей среды.
В результате использования многооборотной тары оптимизируется логистика - машина привозит в магазин паллеты с товаром, а забирает освободившиеся для дальнейшего их использования. В итоге затраты на транспортировку будут ниже, что в свою очередь понизит и ценник на товар.
Несомненно формат дискаунтер нашёл свою нишу на рынке России и в ближайшие 5 лет будет ещё больше развиваться. Будут применяться новые пути и решения по дальнейшей оптимизации торговли, одним из которых является пулинг - использование многооборотной тары. При таком подходе расходы на логистику значительно уменьшатся, что позволит держать довольно низкие цены на продукты питания, а также на деле проявить заботу об окружающей среде.
Последние новости
Эксперимент по маркировке специй, приправ, соусов, уксуса, чипсов, семечек, сухариков и попкорна пройдёт с 1 июля 2024 года по 28 февраля 2025 года.
С 1 апреля 2024 года юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут использовать систему быстрых платежей для перевода средств друг другу.
Разрешительный порядок продажи товаров, подлежащих маркировке, означает, что продажа таких товаров может осуществляться только при наличии соответствующего разрешения или лицензии. Это связано с тем, что маркировка товаров является способом контроля за их оборотом и качеством. Без соответствующего разрешения продажа таких товаров может нарушать законодательство и привести к штрафам со стороны контролирующих органов.
На фоне роста реальных располагаемых доходов покупателей, высокого индекса покупательского оптимизма и улучшения ассортимента товаров в 2024 году можно ожидать продолжения роста потребительской активности, увеличения объемов продаж и инвестиций в ритейл. Возможно также развитие новых форматов магазинов, расширение онлайн-торговли и улучшение качества обслуживания покупателей. Однако, эти прогнозы могут измениться в зависимости от экономических и геополитических факторов, которые будут преобладать в 2024 году.
Портрет поколения Z в целом похож на среднестатистический: это омниканальный, рациональный и склонный к экономии покупатель. Однако, в отличие от более взрослой аудитории, зумеров отличает особая лояльность к любимым маркам.
Для оптимизации мерчандайзинга и промомеханик существует ряд инструментов и методов, которые помогают улучшить эффективность и результативность торговых акций.
Если у вас уже есть 10 партнеров или более и вы регулярно работаете с ними, то создание портала для работы с поставщиками может значительно облегчить вашу жизнь и работу. Это не только сократит время, затрачиваемое на управление отношениями с поставщиками, но и поможет улучшить коммуникацию между всеми сторонами. В результате, вы сможете увеличить эффективность работы и улучшить качество вашего сервиса для клиентов.
Разработчик e-commerce решений Aero и Retail Business Russia провели серию опросов и глубинных интервью с крупнейшими игроками российского ритейлера. Вот основные результаты исследования.
на наши новости