Как меняется ритейл в борьбе за покупателя
Ритейл активно борется за покупателя, используя различные методы.
Производители товаров массового потребления и торговые компании вынуждены адаптироваться к текущим рыночным условиям и быстро менять свои стратегии.
Один из важных трендов - значительный рост магазинов в формате жестких дискаунтеров (магазинов самообслуживания с широким ассортиментом товаров повседневного спроса по низким ценам). Эти магазины отличает простое оформление торгового зала с продукцией, выставленной на поддонах, минимальный ассортимент и минимальное количество персонала. Сети жестких дискаунтеров стали ключевыми и объемными клиентами для многих производителей и поставщиков, особенно в отношении товаров с долгим сроком хранения.
Еще одна заметная тенденция – рост продаж собственных торговых марок (СТМ) в крупных сетях. Этот рост обусловлен рядом факторов. Во-первых, рублевые продажи СТМ растут из-за повышения их цен. В среднем, товары СТМ дорожают сильнее, чем брендовые товары производителей. Во-вторых, натуральный рост продаж СТМ связан с перераспределением спроса с более дорогих брендовых товаров на более доступные СТМ. Маржинальность собственных торговых марок (СТМ) не всегда выше маржинальности товаров поставщиков, особенно если учесть затраты сетей на продвижение. Большинство СТМ относятся к товарам “первой цены” с низкой доходностью, потому спрос естественным образом смещается в их сторону. Это снижает маржу, вынуждая розничные сети искать способы экономии на затратах.
В такой ситуации сети стоят перед выбором: следовать за покупательским спросом, увеличивая количество СТМ, или же, наоборот, сократить долю СТМ в ассортиментной матрице для поддержания нормы прибыли.
Еще одна заметная тенденция в поведении сетевых ритейлеров - они продолжают борьбу за покупателей с помощью промоакций, хотя маржа снижается. При этом множество иностранных поставщиков - крупных держателей рекламных бюджетов - покинули российский рынок в 2022 году.
Это усилило давление торговых сетей на оставшихся поставщиков, чтобы увеличить количество рекламных мероприятий. Акции эффективны, когда у потребителей есть деньги на спонтанные покупки и возможность совершать избыточные покупки. Однако сейчас наблюдается обратная ситуация: потребители не хотят делать много покупок даже по акционным ценам. Снижение покупательского спроса снижает эффективность промоакций. В условиях сокращающегося рынка увеличение доли акций еще больше снижает маржу. Однако без акций не обойтись.
Можно порекомендовать проведение небольшого количества “супер-акций” с большими скидками для привлечения покупателей (анонсы в СМИ, соцсетях, наружная реклама) или регулярное проведение акций на товары основной корзины со средними скидками. “Промо с условиями” также поможет сохранить маржу. Например, скидки при покупке определенного количества товара (“3+1”, “три по цене двух” и т.д.), скидки на сопутствующие товары или услуги.
Последние новости
Эксперимент по маркировке специй, приправ, соусов, уксуса, чипсов, семечек, сухариков и попкорна пройдёт с 1 июля 2024 года по 28 февраля 2025 года.
С 1 апреля 2024 года юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут использовать систему быстрых платежей для перевода средств друг другу.
Разрешительный порядок продажи товаров, подлежащих маркировке, означает, что продажа таких товаров может осуществляться только при наличии соответствующего разрешения или лицензии. Это связано с тем, что маркировка товаров является способом контроля за их оборотом и качеством. Без соответствующего разрешения продажа таких товаров может нарушать законодательство и привести к штрафам со стороны контролирующих органов.
На фоне роста реальных располагаемых доходов покупателей, высокого индекса покупательского оптимизма и улучшения ассортимента товаров в 2024 году можно ожидать продолжения роста потребительской активности, увеличения объемов продаж и инвестиций в ритейл. Возможно также развитие новых форматов магазинов, расширение онлайн-торговли и улучшение качества обслуживания покупателей. Однако, эти прогнозы могут измениться в зависимости от экономических и геополитических факторов, которые будут преобладать в 2024 году.
Портрет поколения Z в целом похож на среднестатистический: это омниканальный, рациональный и склонный к экономии покупатель. Однако, в отличие от более взрослой аудитории, зумеров отличает особая лояльность к любимым маркам.
Для оптимизации мерчандайзинга и промомеханик существует ряд инструментов и методов, которые помогают улучшить эффективность и результативность торговых акций.
Если у вас уже есть 10 партнеров или более и вы регулярно работаете с ними, то создание портала для работы с поставщиками может значительно облегчить вашу жизнь и работу. Это не только сократит время, затрачиваемое на управление отношениями с поставщиками, но и поможет улучшить коммуникацию между всеми сторонами. В результате, вы сможете увеличить эффективность работы и улучшить качество вашего сервиса для клиентов.
Разработчик e-commerce решений Aero и Retail Business Russia провели серию опросов и глубинных интервью с крупнейшими игроками российского ритейлера. Вот основные результаты исследования.
на наши новости