Как поменялось поведение покупателей в феврале-марте 2022 года
Внешние и внутренние политические события всегда влияли на тренды покупательского поведения схожим образом, не стал исключением и этот год. События февраля-марта 2022 года вызвали ожидаемую реакцию покупателей, аналогичная ситуация была на рынке в 2014 году, но ее масштабы были несколько иными. И на это есть несколько причин.
Чем же принципиально отличается кризис 2022 года от предыдущих?
Создание продуктовых запасов. Количество обеспокоенных покупателей увеличилось почти на 10% всего за первые 2 недели марта, что подняло продажи товаров «кризисной категории» на 20% за неделю. В эту категорию попадают товары первой необходимости. За первую неделю марта по сравнению с первой неделей февраля куплено больше: товаров длительного хранения - на 53%, гигиенических средств – на 50%, детского питания – на 65%, а бакалеи – на 80%.
В 6 раз вырос объем покупок муки, в 3 раза – тушенки и масла, в 2 раза больше купили маргарина. Лекарств было приобретено на 12% больше, причем, это относится к лекарствам, которые пациенты принимают на постоянной основе.
Категории товаров, на которых стали экономить, - это крепкий алкоголь, сладости, зерновой кофе, газировка и прочее. Стали меньше покупать говядину, авокадо и морепродукты. Зато перестали экономить на детском питании, чае, туалетной бумаге, салфетках и предметах женской гигиены.
Что касается продавцов, то магазины у дома отметили рост более чем в 2 раза, онлайн магазины – в 3 раза, на столько же выросли продажи в косметических и хозяйственных магазинах.
Покупатели стали чаще выбирать товары по цене, отдавая предпочтение вариантам с более низкой стоимостью. А состав и качество отошли на второй план. Люди переориентируются с премиум на средний сегмент и эконом, поэтому выигрышно смотрятся собственные торговые марки крупных дискаунтеров. На фоне повышения стресса растут продажи «антистрессовых» товаров: шоколада, мармелада и сигарет.
Ухудшение отношения к зарубежным маркам. Популярность и лояльность к импортным брендам снизилось более чем на 15%, среди «пострадавших» марок названы Coca-Cola, Pepsi, Nestle и другие. Как ни странно, лояльность к бренду ИКЕА снизилась всего на 1%.
Резкое снижение эмоционального состояния напрямую влияет и на работоспособность, и на покупательское поведение. Люди стали сильно экономить на поездках, развлечениях, кафе и ресторанах, а 27% опрошенных сообщили, что начали экономить на продуктах питания. Люди начинают гулять, встречаться с друзьями, проводить время на улице для снижения уровня стресса.
Что будет дальше?
Те компании, которые ушли с рынка, уже вряд ли смогут вернуть свою долю, на их место придут другие. Первая острая фаза закупки товаров уже прошла, наступила фаза жесткой экономии. Как долго она продлится и как изменится за это время покупательское поведение, пока не может предсказать никто. Все зависит от большого количества факторов. Одно ясно точно, рынок поменялся безвозвратно, и всем его участникам придется вырабатывать абсолютно новые стратегии поведения.
Последние новости
Эксперимент по маркировке специй, приправ, соусов, уксуса, чипсов, семечек, сухариков и попкорна пройдёт с 1 июля 2024 года по 28 февраля 2025 года.
С 1 апреля 2024 года юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут использовать систему быстрых платежей для перевода средств друг другу.
Разрешительный порядок продажи товаров, подлежащих маркировке, означает, что продажа таких товаров может осуществляться только при наличии соответствующего разрешения или лицензии. Это связано с тем, что маркировка товаров является способом контроля за их оборотом и качеством. Без соответствующего разрешения продажа таких товаров может нарушать законодательство и привести к штрафам со стороны контролирующих органов.
На фоне роста реальных располагаемых доходов покупателей, высокого индекса покупательского оптимизма и улучшения ассортимента товаров в 2024 году можно ожидать продолжения роста потребительской активности, увеличения объемов продаж и инвестиций в ритейл. Возможно также развитие новых форматов магазинов, расширение онлайн-торговли и улучшение качества обслуживания покупателей. Однако, эти прогнозы могут измениться в зависимости от экономических и геополитических факторов, которые будут преобладать в 2024 году.
Портрет поколения Z в целом похож на среднестатистический: это омниканальный, рациональный и склонный к экономии покупатель. Однако, в отличие от более взрослой аудитории, зумеров отличает особая лояльность к любимым маркам.
Для оптимизации мерчандайзинга и промомеханик существует ряд инструментов и методов, которые помогают улучшить эффективность и результативность торговых акций.
Если у вас уже есть 10 партнеров или более и вы регулярно работаете с ними, то создание портала для работы с поставщиками может значительно облегчить вашу жизнь и работу. Это не только сократит время, затрачиваемое на управление отношениями с поставщиками, но и поможет улучшить коммуникацию между всеми сторонами. В результате, вы сможете увеличить эффективность работы и улучшить качество вашего сервиса для клиентов.
Разработчик e-commerce решений Aero и Retail Business Russia провели серию опросов и глубинных интервью с крупнейшими игроками российского ритейлера. Вот основные результаты исследования.
на наши новости